Защита детей от все форм физического и психического насилия
16.06.2021
ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ ВСЕХ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО
НАСИЛИЯ
Жестокое
обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные
домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это
унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую
душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают
ребенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического уха. Кроме
того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения,
внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними
гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого
обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами,
попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
·        
Физическое
насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
·        
Сексуальное
насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в
сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения
или выгоды.
·        
Психическое
(эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое
воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к
формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия
относятся:
·        
открытое
неприятие и постоянная критика ребенка
·        
угрозы в
адрес ребенка в словесной форме
·        
замечания,
высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка
·        
преднамеренная
физическая или социальная изоляция ребенка
·        
ложь и
невыполнение взрослыми своих обещаний
·        
однократное
грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка – это
отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его
эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К
пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
·        
отсутствие
адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования,
медицинской помощи
·        
отсутствие
должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой
несчастного случая
Защита прав и достоинств ребенка в
законодательных актах
Конвенция ООН о правах
ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры
защиты (ст.19), а также устанавливает:
·        
обеспечение
в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)
·        
защиту от
произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от
посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
·        
обеспечение
мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
·        
признание
права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического,
умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
·        
защиту
ребенка от сексуального посягательства (ст.34)
·        
защиту
ребенка от других форм жестокого обращения (ст.37)
·        
меры помощи
ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)
Уголовный кодекс
РФ предусматривает ответственность:
·        
за
совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних
(ст.106-136)
·        
за
преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)
Семейный кодекс РФ гарантирует:
·        
право
ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
·        
право
ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по
защите ребенка (ст.56)
·        
лишение
родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье
(ст.69)
·        
немедленное
отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)
Закон РФ «Об образовании в
Российской Федерации» утверждает право детей, обучающихся во всех
образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства и
предусматривает административное наказание педагогических работников за
допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка.
Четыре заповеди мудрого родителя
Ребенка
нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность.
Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных
результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не
кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со
временем изменилась.![]()
1.      Не пытайтесь сделать из ребенка
самого-самого.
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые
взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года
уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты –
тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечет» в компьютере.
Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так
похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что
умеют другие!
2.      Не сравнивайте вслух ребенка с
другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас
самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим)
награжден очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о
том, что «Мишенька из 2-го подъезда непревзойденно играет на скрипочке»,
происходит в присутствии вашего ребенка, а в ответ похвалиться нечем – лучше
все равно что-нибудь скажите.
3.      Перестаньте шантажировать. 
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...»,
«Я тебя растила, а ты...». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса
называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая
неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не
просил!»
4.      Избегайте свидетелей. 
Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил
старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с
места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только
взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого
спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду
вполне уместно.
  
Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
Способы открыть ребенку свою любовь
Не стремитесь к виртуозному
исполнению материнской роли. В общении с ребенком нет и не может быть
запрещенных эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в
безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство,
раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребенок не может
быть плохим, потому что он ребенок и потому что он ваш.
Три способа открыть ребенку свою
любовь:
1.      Слово. Называйте ребенка ласковыми
именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте
колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только
нежность.
2.      Прикосновение. Иногда достаточно
взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал
плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребенка, не
обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу,
что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное
развитие ребенка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
3.      Взгляд. Не разговаривайте с
ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней
комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.