- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

30.06.2021

Психолого-педагогические условия развития и воспитания  де- тей в МБДОУ- Детский сад № 28 «Колокольчик»,  соответству ющие требованиям ФГОС ДО.

       

 Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии  требованиями  ФГОС  ДО. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 

п.1.4. Основные принципы дошкольного образования:

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

 п.1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

 6)  формирования  общей  культуры  личности  детей,  в  том  числе  ценностей  здорового  образа жизни,  развития  их  социальных, нравственных,  эстетических,  интеллектуальных физических  качеств,  инициативности,  самостоятельности  и  ответственности  ребенка,  формирования  предпосылок учебной деятельности;

   

Способы и направления поддержки детской инициативы при реализации

Основной  образовательной программы  дошкольного образования.

 

 

Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет) .

        Приоритетной  сферой  проявления  детской  инициативы  является  продуктивная

деятельность.

        Для поддержки детской инициативы необходимо:

- создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;

- рассказывать детям об их реальных, а также будущих достижениях;

- отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

- всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу;

- помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;

-  способствовать  стремлению  научиться  делать  что-то  и  поддерживать  радостное  ощущение  возрастающей умелости;

- в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять  ему действовать в своем темпе;

-  не  критиковать  результаты  деятельности  детей,  а  также  их  самих.  Ограничить  критику  исключительно  результатами  продуктивной  деятельности,  используя  в  качестве  субъекта  критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог);

-  учитывать  индивидуальные  особенности  детей,  стремиться  найти  подход  к  застенчивым,  нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

- уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

-  создавать  в  группе  положительный  психологический  микроклимат,  в  равной  мере  проявляя  любовь  и  заботу  ко  всем  детям:  выражать  радость  при  встрече,  использовать  ласку  и  теплое  слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность;

-  всегда  предоставлять  детям  возможности  для  реализации  их  замысла  в  творческой

продуктивной деятельности;

- помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет).

 

       Приоритетной  сферой  проявления  детской  инициативы  является  познавательная

деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

       Для поддержки детской инициативы необходимо:

- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к попыткам  внимательно, с уважением;

- обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться,  примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для  переодевания,  а  также  технические  средства,  обеспечивающие  стремление  детей  петь  и  двигаться под музыку; Хочу такой сайт

- создавать условия, обеспечивающие детям возможность строить дом, укрытия для сюжетных  игр;

-  при  необходимости  осуждать  негативный  поступок,  действие  ребенка,  но  не  допускать  критики  его  личности,  его  качеств.  Негативные  оценки  давать  только  поступкам  ребенка  и  только с глазу на глаз, а не перед всей группой;

- не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры. Развивающий потенциал  игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность;

-  обязательно  участвовать  в  играх  детей  по  их  приглашению  (или  при  их  добровольном  согласии)  в  качестве  партнера,  равноправного  участника,  но  не  руководителя  игры.  Участие  взросло  в  играх  детей  полезно  при  выполнении  следующих  условий:  дети  сами  приглашают  взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль,

которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также  определяется детьми; 

-  привлекать  детей  к  украшению  группы  к  праздникам,  обсуждая  разные  возможности  и

предложения;

-  побуждать  детей  формировать  и  выражать  собственную  эстетическую  оценку

воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;

- привлекать детей к планированию жизни группы на день;

-  читать  и  рассказывать  детям  по  их  просьбе,  включать  музыку.  Обеспечить  условия  для  музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку.

        

Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет).

        Приоритетной  сферой  проявления  детской  инициативы  является  внеситуативно-

личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная  инициатива.

       Для поддержки детской инициативы необходимо:

-  создавать  в  группе  положительный  психологический  микроклимат,  в  равной  мере  проявляя  любовь  и  заботу  ко  всем  детям:  выражать  радость  при  встрече,  использовать  ласку  и  теплое  слово для выражения своего отношения к ребенку;

- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

- поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на  полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме,  бабушке, папе, другу);

- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

- при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;

-  привлекать  детей к  планированию  жизни  группы  на  день  и  более отдаленную  перспективу.  Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.д.;

-  создавать  условия  и  выделять  время  для  самостоятельной  творческой  или  познавательной  деятельности детей по интересам.

         Подготовительный к школе возраст (от 6 до 7 лет).

       Приоритетной  сферой  проявления  детской  инициативы  является    расширение  сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе  орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.

       Для поддержки детской инициативы необходимо:

-  вводить  адекватную  оценку  результата  деятельности  ребенка  с  одновременным  признанием  его  усилий  и  указанием  возможных  путей  и  способов  совершенствования  продукта  деятельности;

-  спокойно  реагировать  на  неуспех  ребенка  и  предлагать  несколько  вариантов  исправления  работы:  повторное  исполнение  спустя  некоторое  время,  доделывание,  совершенствование  деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые педагоги испытывали при обучении  новым видам деятельности;

-  создавать  ситуации,  позволяющие  ребенку  реализовать  свою  компетентность,  обретая  уважение и признание взрослых и сверстников;

-  обращаться  к  детям  с  просьбой  показать  воспитателю  те  индивидуальные  достижения,  которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов;

- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;

- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

- при необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры;

-  привлекать  детей  к  планированию  жизни  группы  на  день,  неделю,  месяц.  учитывать  и  реализовывать их пожелания и предложения;

-  создавать  условия  и  выделять  время  для  самостоятельной  творческой  или  познавательной  деятельности детей по интересам;

-устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ;

- организовывать концерты для выступления детей и взрослых.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».