30.06.2021
Психолого-педагогические условия развития и воспитания де- тей в МБДОУ- Детский сад № 28 «Колокольчик», соответству ющие требованиям ФГОС ДО.
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
п.1.4. Основные принципы дошкольного образования:
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
п.1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
Способы и направления поддержки детской инициативы при реализации
Основной образовательной программы дошкольного образования.
Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет) .
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная
деятельность.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
- создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
- рассказывать детям об их реальных, а также будущих достижениях;
- отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
- всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу;
- помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
- способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
- в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе;
- не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог);
- учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
- уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность;
- всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой
продуктивной деятельности;
- помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей.
Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет).
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная
деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к попыткам внимательно, с уважением;
- обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку;
- создавать условия, обеспечивающие детям возможность строить дом, укрытия для сюжетных игр;
- при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребенка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребенка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;
- не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность;
- обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Участие взросло в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль,
которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми;
- привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и
предложения;
- побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку
воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день;
- читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку. Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет).
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно-
личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
- поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
- при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день и более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.д.;
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.
Подготовительный к школе возраст (от 6 до 7 лет).
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
- вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
- спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые педагоги испытывали при обучении новым видам деятельности;
- создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
- обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов;
- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
- при необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. учитывать и реализовывать их пожелания и предложения;
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам;
-устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ;
- организовывать концерты для выступления детей и взрослых.