- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям

30.06.2021

Психолого-педагогические условия развития и воспитания  де- тей в МБДОУ- Детский сад № 28 «Колокольчик»,  соответству ющие требованиям ФГОС ДО.

 

Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям

 

При  реализации основной образовательной программы дошкольного образования, составленной в соответствии  с ООП «От рождения до школы» ( Редакция 2019 года, Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ, г. Москва)  воспитатели и педагоги- специалисты:

— продумывают содержание и организацию  деятельности  детей, условия эмоциональ ного благополучия и развития каждого ребенка;

 — определяют единые для всех детей правила сосуществования детского сообщества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;

 — соблюдают гуманистические принципы педагогического сопровождения развития де тей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;

— осуществляют развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;

 — сочетают совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самос тоятельную деятельность детей;

 — ежедневно планируют образовательную  деятельность, которая обогащающает практи-ческий и познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире;

 — создают развивающую предметно-пространственную среду;

— наблюдают, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотноше ния детей;

— сотрудничают с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития детей.

2-я младшая группа

Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника, который характери зуется высокой интенсивностью физического и психического развития . В это время про исходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предмет ным миром. Психологи обращают внимание на кризис трех лет, когда младший дошколь ник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взросло го, стремление настоять на своем требовании, упорство в   осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоя тельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Если же новые отно шения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то возникают собственно кризисные явления в системе «ребенок — взрослый», что проявляется в капризах, упрямстве, строптивости, своеволии по отношению к взрослым (в контактах со сверстниками этого не происходит).

 

Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает прежде всего появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей. Поэтому задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Необходимо помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности («Я — молодец!»).

Самостоятельность формируется у младшего дошкольника в совместной деятельности со взрослыми и непосредственно в личном опыте. В совместной деятельности воспитатель помогает ребенку освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расши-ряет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих воз-можностей и своей положительной оценкой усиливает стремление без помощи взрослого добиться лучшего результата. Под руководством воспитателя дети успешно осваивают умения самообслуживания, культурно-гигиенические на-выки, новые предметные и игровые действия. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания. Воспитатель приучает детей бережно относиться к своим вещам, правильно пользоваться предметами личной гигиены (носовым платком, полотенцем, расческой).

 

Формы  и методы работы с детьми

Задачи совместной деятельности с детьми младшей группы, специфика организации

Организация игровой деятельности

Цель: овладения ребенком  системой средств построения и участия в  игровой деятельности.

Задачи: поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов организации и  построения игры.

Формируется чувство принадлежности к новой социальной группе.

Появляются возможности для развития сотрудничества детей, поскольку дошкольники знакомятся с чувствами человека, способами их выражения, с элементарными правилами коммуникации. В общении со взрослыми не только задают вопросы, но и делятся своими впечатлениями, суждениями, мнениями, проявляют интерес к сверстникам, их совместные действия согласованы. Дети разыгрывают небольшие сюжеты с помощью игрушек и предметов-заместителей, выполняют «роль в действии», ведут диалоги от имени персонажа.

Произвольная регуляция развивается через знакомство детей с элементарными правилами пребывания в детском саду, овладении способами ориентировки на правило в различных ситуациях, формированием навыков выполнения правил самообслуживания, взаимодействия, игр с правилами. В основном, регуляция поведения происходит за счет эмоциональной регуляции (эмоциональный контакт ребенка с близкими взрослыми, способы коммуникации, которые предлагает и которыми владеет взрослый).Дети активно овладевают способами игровой деятельности — игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Новый игровой опыт воспитатель передает ребенку в совместной с ним игре. Младший дошкольник охотно подражает показываемым ему игровым действиям. В играх дети воспроизводят цепочку игровых эпизодов, отражая преимущественно бытовые сюжеты (дочки-матери, врач, шофер и пр.).

 Воспитатель привлекает малышей к играм в маленьких подгруппах, к общим хороводным и образным имитационным играм, к парным поручениям.

 Педагог внимательно наблюдает за тем, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка, и соответственно обогащает детский опыт. Ежедневно в группе воспитатель организует разные формы общения детей и разные игры (сюжетные, режиссерские, подвижные, дидактические, театрализованные). Обязательным является время свободных игр по самостоятельному выбору и желанию детей. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок четвертого года жизни обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.

В играх с куклой идет  освоение  детьми опыта проявления сочувствия, помощи и представлений о здоровьесберегающем поведении, решаются  и  другие задачи:

 — обогащения представлений о предметах быта и их назначении: из какой чашки удобнее напоить куклу, какое одеяльце или подушечку выбрать, какие предметы для ухода за больной необходимо подобрать и пр.;

— освоения приемов сравнения предметов по разным признакам или их группировки: отобрать для куклы из общего набора посуды только маленькие чашку, блюдце, ложечку, тарелочку; или выбрать по желанию куклы только яблочки определенного размера и формы и т. п.;

 — отражения эмоционального отношения к выздоравливающей кукле в музыкальной игре «Любимая кукла» и в лепке «Делаем угощение для куклы Маши»;

 — освоения представлений о домашних животных — Кот Василий и котенок Пух пришли проведать нашу Машеньку»;

     

Продуктивная деятельность

Цель: овладения ребенком репрезентирующими (моделирующими) видами деятельности.

Задачи: созидательная работа, направленная на получение предметно оформленного результата, соответствующего в той или иной степени начальному замыслу игры. Под продуктивной деятельностью в дошкольной педагогике подразумеваются моделирующие виды деятельности, доступные дошкольнику. Это рисование, конструирование, лепка, аппликация и различные синтетические формы. Во многом, продуктивная деятельность в дошкольном детстве переплетается с сюжетной игрой. Но, в тоже время, продуктивные виды деятельности имеют существенное отличие от сюжетной игры. Вне зависимости от используемых материалов продуктивные виды деятельности представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата, соответствующего в той или иной степени начальному замыслу, в чем и заключается их развивающий смысл.

Дети осваивают специфические средства художественных видов деятельности. В процессе решения разнообразных задач развивается  эмоциональная отзывчивость на эти средства и творческие способности ребенка У детей наблюдается интерес к эстетической стороне действительности, они эмоционально воспринимают красоту природы, игрушек. Во время занятия продуктивной деятельностью могут воспроизводить действия по образцу, охотно действуют по собственному замыслу, стремятся достичь результата.

Работа по образцам Данная форма продуктивной деятельности представляет собой работу ребенка по образцам, предложенных ему взрослым. Это могут быть плоскостные изображения, требующие копирования, объемные нерасчлененные образцы, требующие анализа составляющих его элементов.

 

Познавательно-исследовательская деятельность

Особое внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразными способами обследования формы, цвета, величины и других признаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник). Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).Вместе с детьми воспитатель переживает чувство удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами (водой, снегом, песком, красками, бумагой). Если ребенок не встречает заинтересованного отношения воспитателя, у него могут возникнуть негативизм и упрямство.

Развита предметная деятельность. Активно играют с конструктором (различных видов), мозаикой, игрушками-головоломками и игрушками-забавами, делают разнообразные постройки из наборов строительного материала. Произошел переход от ситуативной к контекстной речи. Сформирован интерес к книге.

Дети активно осваивают способы ориентировки в действительности, действия с сенсорными эталонами и с различными условными заместителями объектов, знакомятся с простейшими формами символизации. Имеются отчетливые представления о свойствах предметов: форме, величине, цвете. Дети проявляют активность в познании окружающего мира.

Чтение художественной литературы

Цель: активизации воображения ребенка, расширение осведомленности о мире, о явлениях, не данных в непосредственном наблюдении и практическом опыте.

Задачи: овладение детьми моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывать целостную картину мира. Художественная литература является универсальным развивающим образовательным средством, благодаря которым ребенок вы ходит за пределы непосредственно воспринимаемой реальности. Благодаря чтению художественной литературы ребенок овладевает моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывает целостную картину мира, овладевает богатой языковой средой. Условно функции художественной литературы можно разделить на два больших класса: познавательно-нравственная и эстетическая функции.

 

 
 

Средняя группа.

 Детям исполнилось четыре года. Они перешли в среднюю группу детского сада. Внима тельный воспитатель замечает в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляю щихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии. Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и раз нообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае огра ничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разум ный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

 Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста  которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, вос питатель, учитывая слабость тормозных процессов детей 4—5 лет, переключает его внима ние на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.Хочу такой сайт

 

У  детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то в 4—5 лет он нуждается в содер жательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совмест ных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действен ными. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Он объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаим ных симпатий. Своим участием в играх воспитатель помогает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку. Особенно внима тельно относится воспитатель к детям, которые по тем или иным причинам (робость, за стенчивость, агрессивность) не могут найти себе в группе друзей, то есть не реализуют свою возрастную потребность в общении. Это может привести в дальнейшем к личност ным   деформациям. В каждом подобном случае воспитатель анализирует причины и нахо дит пути налаживания контактов ребенка со сверстниками. Новые черты появляются в об щении детей 4—5 лет с воспитателем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослы ми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, рас тениями), но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллекту- альному общению. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потреб ность в уважительном отношении со стороны взрослого. Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздраже нием, торопливо, без охоты. Замечено, что дети, не получающие от воспитателя ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, непо слушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность обще ния со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

 

Формы  и методы работы с детьмиХочу такой сайт

Задачи совместной деятельности с детьми младшей группы, специфика организации

Организация игровой деятельности

У   детей 4—5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Как и в младшей группе, воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх  сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных . Часть из них организуется и целенаправленно используется воспитателем как средство решения определенных задач. Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, памяти, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму.

Воспитатель выступает носителем игровых традиций и ненавязчиво передает их детям прежде всего в совместных играх воспитателя с детьми. В обстановке игры своим примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета принять в игру всех желающих.Участвуя в одной и той же игре, воспитатель каждый раз берет на себя новые роли, вступает с детьми в разные ролевые диалоги. Используя свою игровую роль, он побуждает детей к творчеству, к изменению игровой обстановки (поставить дополнительный телефон для переговоров, отгородить место для еще одного кабинета врача, наметить новый маршрут путешествия). Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей и используется воспитателем для обогащения детского игрового опыта: придумывания в игре фантастических образов животных, людей, сказочных путешествий.

 Игровая мотивация активно используется воспитателем в организации деятельности детей. Все виды образовательных ситуаций либо проходят в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.

Продуктивная деятельность

 Педагог развивает эстетические чувства детей. Он обращает их внима-ние на красоту природы, звучание музыки, разнообразие изобразительных средств. Дети уверенно держат в руках карандаш, рисуют людей, животных, окружающие предметы, с удовольствием лепят, конструируют, занимаются аппликацией. Взаимодействуя с дошкольниками, воспитатель использует несколько педагогических позиций:

 — партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе», «Давайте найдем общее решение», «Мне тоже интересно узнать об этом»);

 — передачи опыта («Люди обычно это делают так»);

— обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается», «Я забыла, как это можно сделать», «Кто может мне помочь в этом?»).

 Такое взаимодействие с педагогом помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными.

Во многом, продуктивная деятельность в дошкольном детстве переплетается с сюжетной игрой. Но, в тоже время, продуктивные виды деятельности имеют существенное отличие от сюжетной игры. Вне зависимости от используемых материалов продуктивные виды деятельности представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата, соответствующего в той или иной степени начальному замыслу, в чем и заключается их развивающий смысл. Дети осваивают специфические средства художественных видов деятельности. В процессе решения разнообразных задач развивается  эмоциональная отзывчивость на эти средства и творческие способности ребенка У детей наблюдается интерес к эстетической стороне действительности, они эмоционально воспринимают красоту природы, игрушек. Во время занятия продуктивной деятельностью могут воспроизводить действия по образцу, охотно действуют по собственному замыслу, стремятся достичь результата.

 

Познавательно-исследовательская деятельность

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2—3-м признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными  моментами , в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и пр.).

Особое внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразными способами обследования формы, цвета, величины и других признаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник). Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).Вместе с детьми воспитатель переживает чувство удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами (водой, снегом, песком, красками, бумагой). Если ребенок не встречает заинтересованного отношения воспитателя, у него могут возникнуть негативизм и упрямство.

Дети активно осваивают способы ориентировки в действительности, действия с сенсорными эталонами и с различными условными заместителями объектов, знакомятся с простейшими формами символизации. Имеются отчетливые представления о свойствах предметов: форме, величине, цвете. Дети проявляют активность в познании окружающего мира.

Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность

Образовательная деятельность детей в средней группе осуществляется на игровой основе. Ведущие цели связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности и самостоятельности.

 В основе организации жизни детей лежит деятельностный подход, который реализуется как в свободной детской деятельности, так и в непосредственно образовательной деятельности.  Это чтение, игры-драматизации, игрыс   элементами театрализации по мотивам литературных произведений, показ инсценировок народных сказок, встречи детей с героями знакомых книг планируются на вторую половину дня.

Цель: активизации воображения ребенка, расширение осведомленности о мире, о явлениях, не данных в непосредственном наблюдении и практическом опыте.

Задачи: овладение детьми моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывать целостную картину мира. Художественная литература является универсальным развивающим образовательным средством, благодаря которым ребенок выходит за пределы непосредственно воспринимаемой реальности. Благодаря чтению художественной литературы ребенок овладевает моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывает целостную картину мира, овладевает богатой языковой средой.

 

 
 

Старшая и подготовительная группы.

 Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Развитие детей 5—7 лет происходит успешно при условии удовлетворения в образовательном процессе ведущих социальных потребностей дошкольников:

 — потребность в положительных эмоциональных контактах с окружающими (воспитате лем, детьми), в любви и доброжелательности;

— потребность в активном познании и информационном обмене;

 — потребность в самостоятельности и разнообразной деятельности по интересам;

 — потребность в активном общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;

 — потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников.

 Взрослым необходимо учитывать и поддерживать проявления индивидуальности в ребен ке. Своим поведением воспитатель показывает примеры доброго, заботливого отношения к людям, он побуждает ребят замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скуча ет) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Он привлекает внимание детей к внеш ним признакам выражения эмоционального и физического состояния людей, учит прочи тывать эмоции, побуждает детей замечать эмоциональное состояние окружающих людей и сверстников (обижены, огорчены, скучают) и проявлять сочувствие и готовность помочь

 

Формы  и методы работы с детьми

Задачи совместной деятельности с детьми младшей группы, специфика организации

Организация игровой деятельности

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре старших дошкольников появляются новые темы: «Музей», «Супермаркет», «Туристическое агентство», «Рекламное агентство», «Кафе „Теремок“», «Космическое путешествие», «Телешоу „Минута славы“, «Конкурс красоты» и др. Будущая школьная позиция получает отражение в играх на школьную тему. Постепенно игра становится интегративной деятельно стью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктив ной, конструктивной и др. Для детей становится важен не только процесс игры, но и такой результат, как придуманный новый игровой сюжет, созданная игровая обстановка, возможность презентации продуктов своей деятельности (игрушек-самоделок, деталей костюмов и пр.).

В   общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья — те, с кем у ребенка лучше всего достигаются взаимопонимание и взаимная симпатия. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр.

Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек.

Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего «Я».

 

Продуктивная деятельность

Развиваются продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, события, волшебников и т. п. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. Рисование — любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями, любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами. Во вто рую половину дня проводятся досуги, кружки, организуются условия для разнообразных самостоятельных игр, продуктивной деятельности по выбо ру детей и доверительного личностного общения воспитателя с детьми. Воспитатель также планирует время для знакомства детей с художествен ной литературой, обсуждения прочитанного, разговора о любимых книгах. Он направляет и развивает читательские интересы детей, развивает актив ную монологическую и связную речь детей.

 Воспитателю следует особо подчеркивать, какими умными, умелыми и самостоятельными становятся дети, как успешно и настойчиво они готовятся к школе, сравнивать их новые достижения с их прежними, недавними возможностями. Такие выражения педагога, как «Я горжусь вами», «Я верю, что вы успешно справитесь с этим», «Как многому вы уже научились!», «Вы хорошо готовитесь к школе», «Я вижу, что вы действительно самые старшие в детском саду и можете сделать много полезных дел», «Раньше это у вас не получалось, а   теперь вы это выполняете быстро и красиво» и т. п., помогают старшим дошкольникам лучше осознать свои достижения. Это становится стимулом для развития у детей чувства самоуважения, собственного достоинства, так необходимых для полноценного личностного становления и успешного обучения в школе. Важно каждый месяц обсуждать с детьми какую-либо тему, связанную с их интересами: «Моя семья» (количество членов семьи, их обязанности, условия проживания, работы), «Автопортрет» (внешний вид ребенка, его сходство и отличие в сравнении с другими детьми), «Что я люблю и не люблю», «Моя мечта», «Мои друзья» и т. п. Желательно не только обсуждать эти темы, но и рисовать, записывать детские высказывания, делать фотообзоры. Можно привлечь к такой работе родителей, сделать семейную газету. Вывешенные в группе материалы дети с интересом рассматривают, делятся впечатлениями.

 

Познавательно-исследовательская деятельность

Предметом особого внимания воспитателя является познавательное разви-тие старших дошкольников, их познавательная активность. Дети используют разные способы познания: наблюдение и самонаблюдение, логические способы (сравнение, анализ, обобщение, сериация, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Под руководством педагога шестилетки включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные срав-нительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие открытия.

 Детское экспериментирование важно не только для развития познаватель-ных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать предметы и явления для достижения определенного результата. Процесс самостоятельного исследования новых объектов захватывает дошкольников особенно сильно, когда они могут не только осмотреть и ощупать эти объекты, но и преобразовать, изменить их с целью познания внутренних связей и отношений.

Эффективным средством развития познавательных интересов может стать создание мини-музея в группе. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, в мини-музее «Русская изба» экспонатами являются предметы крестьянского быта XIX—XX вв.: домашняя утварь, глиняная посуда, прялки, угольные утюги, самотканые скатерти и полотенца, корзины, кузовки и многое другое. В таком музее дети не просто пассивные созерцатели, а создатели экспозиции. Ведь музей — это результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их родителей.

 

Проектная деятельность

 Развитию познавательных интересов способствует использование метода проектов. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Например, проект «Происхождение бумаги» расширяет представления детей о видах, свойствах, способах производства бумаги, дает возможность изготовить бумагу самим, поэкспериментировать с разными сортами бумаги, выбрать более подходящий вид для рисования, создания конструкции, упаковки. Воспитатель расширяет возможности познания родного города, края, страны. Хорошо внести в группу герб города, в котором живут дети, герб и флаг России. Можно повесить карту, отметить место нахождения детского сада и те места, в которых дети побывали вместе с родителями, а рядом прикрепить фотографии и  детские рисунки. Вместе с детьми можно сделать макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники: север страны, природа Центральной части России и т. п.Более активно появляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Воспитателю необходимо помогать детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров. Воспитатель специально создает в группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей. Необходимо заложить основы лич-ностной культуры: культуры чувств, общения, взаимодействия, привычки доброжелательного, приветливого отношения к людям, готовность к проявлению сочувствия и заботы, стремление находить (с помощью воспитателя и самостоятельно) пути справедливого и гуманного разрешения возникающих проблем. Вместе с детьми можно сделать стенд или альбом, в котором поместить картинки, иллюстрирующие правила культуры поведения и общения. В случаях затруднения или конфликтов дети обращаются к «Правилам дружных ребят».

 

Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность

 Образовательная деятельность детей в средней группе осуществляется на игровой основе. Ведущие цели связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности и самостоятельности.

 В основе организации жизни детей лежит деятельностный подход, который реализуется как в свободной детской деятельности, так и в непосредственно образовательной деятельности.  Это чтение, игры-драматизации, игры с   элементами театрализации по мотивам литературных произведений, показ инсценировок народных сказок, встречи детей с героями знакомых книг планируются на вторую половину дня.

Цель: активизации воображения ребенка, расширение осведомленности о мире, о явлениях, не данных в непосредственном наблюдении и практическом опыте.

Задачи: овладение детьми моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывать целостную картину мира. Художественная литература является универсальным развивающим образовательным средством, благодаря которым ребенок выходит за пределы непосредственно воспринимаемой реальности. Благодаря чтению художественной литературы ребенок овладевает моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывает целостную картину мира, овладевает богатой языковой средой.

 
 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».